Не хлебом единым...
«Че не мог не стать героем»
Быть бунтарем сегодня в моде.
Сегодня, вообще, модно все, что идет
в разрез с чужими интересами и
мнениями. Поэтому в антиглобалисты
«записываются» нынче самые
продвинутые и стильные. Но мода
вскоре пройдет, а антиглобализм
останется, несмотря ни на что.
Потому что есть люди, которым не
безразличны страдания других. А
сострадание и любовь модны в любые
времена.
- Что такое глобализация? Это
создание единого
финансово-информационного
пространства, абсолютная
унификация всего населения
планеты, обеспечивающая равные
права для всех, от банкира до
дворника. Что такое
глобализация? Это власть
империалистических держав,
власть денег и ядерного оружия,
система, при которой богатые
становятся еще богаче, а бедные
обречены на нищенское
существование. Самое
удивительное то, что оба этих
определения верны, а такое
положение дел, несомненно,
должно приводить к
противоречиям. Противоречиям,
которые порой приводят к
разбитым витринам ресторана
«Макдоналдс» в Москве или к
гибели молодых активистов на
демонстрации в Генуе.
- Мир разделился на два лагеря:
на тех, кто «за» и на тех, кто
«против». Первых больше: они
одеты в дорогие костюмы, ходят
с дипломатами в руках и
заботятся только о том, как
заработать еще больше денег. У
них есть власть, и они готовы
подчинить себе всех. Вторых
меньше, и они ничего не имеют,
кроме своих главных козырей:
бескомпромиссной, обжигающей
душу молодости и несокрушимой
веры в справедливость. И
зовутся они антиглобалистами.
- Фактически движение «Против»
обозначилось в середине 90-х
годов. Движение, которое
возникло на волне тотального
разочарования в
представительной демократии
выросших в 80-е годы молодых
людей. Первые группы, которые
сознательно стали
ориентироваться на
противостояние международным
финансовым институтам с их
моделью глобализации, стихийно
возникли в 1997 году. Различные
студенческие, профсоюзные,
экологические, правозащитные
организации, вместе устраивая
митинги, пикеты, демонстрации
обнаружили, что они стремятся
«надавить» на одних и тех же
людей. Рассеянное настроение
недоверия политическому
истеблишменту облегчило
понимание и контакты.
«Организации не претендуют на
поглощение друг другом,
навязывание в качестве главной
цели своей идеи, они просто
действуют совместно: движение
рыхлое. В этом его слабость, но
в этом и сила: с ним нельзя
покончить, ударив по единому
центру», – считает заведующий
отделом ювенологии Центра
новой социологии и изучения
практической политики
«Феникс» Александр Тарасов.
- Действительно, в
антиглобалистских рядах
особого порядка нет.
Удивительный факт: здесь,
выкрикивая лозунги типа
«Капитализм – отстой!» или
«Мир не товар!», шагают бок о
бок обкуренные растаманы,
начитанные неомарксисты,
неистовые феминистки,
необузданные ультраэкологи,
этнические меньшинства всех
мастей – неформалы и
альтернативщики,
экстремальщики и экстремисты
со всего света и всех
возрастов.
- Неверно было бы считать, что
они вообще против
глобализации. Реально же
антиглобалистские организации
выступают против того варианта
глобализации, который выгоден
крупным транснациональным
компаниям, международному
финансовому капиталу.
Активисты движений видят свою
задачу в том, чтобы заставить
глобализацию двигаться по
правилам, выгодным простому
населению. Поскольку движение
неоднородно, единой программы
у него нет. Одни настаивают на
том, чтобы были упразднены МВФ
и ВТО, военный блок типа НАТО и
ООН как организации,
исполняющие решения
Соединенных Штатов; другие не
согласны с ликвидацией ООН. Но
все сходятся на том, что
необходимо ограничить или
ликвидировать всевластие
крупного капитала и изменить
экономическое развитие мира,
чтобы оно не приводило к
катастрофической поляризации
доходов. Также всеобщее
требование – списание долгов,
во всяком случае, тех, которые
получились в результате
выполнения условий МВФ и
Всемирного банка, поскольку
страны, выполнявшие эти
условия, одна за другой пришли
к финансовому краху.
- Выступая против
международного капитала,
антиглобалисты выступают
против конкретных государств,
которые в большой мере
определяют мировую политику.
Лидером среди этих стран
являются, несомненно, США.
Американский империализм,
действительно, порой не знает
пределов, вспомним хотя бы
последние события в Ираке. А
ведь были до этого и Северная
Корея, и Вьетнам, и Югославия.
- На протяжении почти всего 20-го
века Соединенные Штаты вели
активную политику
вмешательства во внутренние
дела стран Латинской Америки.
Им необходимо было заполучить
тотальный контроль над
экономикой в этом регионе. Это
позволило бы импортировать в
США нефть, полезные ископаемые
и продовольствие почти
бесплатно. Такое положение дел,
конечно же, не устраивало
большинство населения
Латинской Америки, что
породило многочисленные
революционные движения в этих
странах. Самая успешная
революция (к счастью или к
сожалению) случилась в конце
50-х годов на Кубе, – которой
правил президент Батиста,
пришедший к власти при помощи
американского ЦРУ – под
предводительством Фиделя
Кастро, несомненным героем
которой стал доктор Эрнесто
Гевара по прозвищу Че.
- Че являл собой эталон
мужественности, храбрости и
стойкости духа. «Это самый
совершенный человек нашей
эпохи», – сказал Жан-Поль
Сартр. В детстве Че Гевара
заболел астмой, приступы
которой преследовали его до
конца жизни. Но эта болезнь в
большой степени и сформировала
характер будущего
революционера. Когда у Че
начинался кашель, он пытался
бороться с ним сам, без помощи
лекарств и людей. С самого
детства Эрнесто хотел доказать
прежде всего самому себе, что
способен на многое, что астма
не должна мешать ему жить.
Поэтому он стал играть в регби,
где выделялся особым рвением (в
команде он получил прозвище
Боров не потому, что был
толстым и неуклюжим, а потому,
что всегда ввязывался в
единоборства, падал и
становился грязным, как
свинья). Когда врачи запретили
ему играть, сказав, что это
может привести к заболеванию
сердца, Че стоял на своем: «Да
пусть меня хоть разорвет».
- Он был благородным, слово
«честь» не являлось для него
пустым звуком: «Унижение
достоинства любого человека –
самый страшный грех». Уже на
Кубе, в горах, ведя
партизанскую войну, Че Гевара
всегда с уважением относился к
пленным и непременно отпускал
их.
- Че не мог не стать героем. Это
была его судьба. И сейчас, когда
после его смерти прошло больше
тридцати лет, он остается
героем и кумиром для многих
людей всех возрастов. Он стал
примером для подражания и для
тех антиглобалистов, которые,
как и он, осознают, что на земле
огромное множество людей,
живущих в нищете, обреченных на
голодное существование и
ужасную смерть, которым надо
помогать, даже если для этого
придется взять в руки оружие.
- Че Гевара – фигура культовая.
Настолько культовая, что его
образ стал продуктом массовой
культуры. Его портреты на
плакатах и футболках. О нем
пишется и говорится повсюду.
Известный культурный деятель
Артемий Троицкий очень точно
высказался по этому поводу:
«То, что Че стал попсовой
фигурой, меня не смущает. Он
слишком велик и безупречен,
чтобы это как-то повредило его
репутации. А если те, кто
надевает майки с его
изображением, хоть на минуту в
жизни задумываются о том, кто и
почему оказался у них на
пузике, – уже будет не плохо.
Единственное, от чего коробит,
– это когда с Че Геварой
сравнивают всяких придурков,
от бен Ладена до Лимонова. И
дело тут вовсе не в масштабах
личности и интеллекта, а совсем
в другом. В Че не было ни
фанатизма, ни ненависти, ни
самолюбования. Его жизнь – это
подвиг любви и сострадания. Вот
что надо понимать».
- Вот и идут антиглобалисты
тесными рядами, равняясь на Че
Гевару, чтобы бороться не с
мировым злом, которое
некоторые радикалы называют
империализм, а с мировой
несправедливостью,
порожденной этим самым
империализмом. И пусть в этой
борьбе живыми и довольными
останутся все.
-
- Гарик Невкусный
Строительные вести №18 (85)
Газета Белгородского
государственного
технологического университета
им. В.Г. Шухова
10 октября 2003 г
Источник: http://sv.intbel.ru/N85/pg11-01/